Всеукраинское объединение «ЗАЩИЩЕННАЯ МЕДИЦИНА»
Помощь ждет!





Опрос
По каким вопросам Вы чаще всего обращаетесь к юристам?
по лицензированию медицинской практики
по подготовке к аккредитации медицинских учреждений
по разрешению конфликтов с пациентами
по иным вопросам
Голосовать  Результаты

 

 

Комментарии к нормативным актам

Новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике

(Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятеьности по медицинской практике" от 02 марта 2016 года № 285)

22 апреля 2016 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 02 марта 2016 года № 285 (далее - Постановление № 285). Данным нормативным актом были утверждены новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике (далее - Лицензионные условия, Лицусловия или ЛУ). Ознакомиться с текстом Постановления № 285 можно на официальных сайтах Органов центральной власти или данном сайте в разделе "Нормативные акты". 


Ждали долго, но дождались

Работа над новыми Лицензионными условиями, которые заменили Лицусловия, утвержденные Приказом Минздрава Украины от 02.02.2011 года № 49, длился без малого два года. За это время был принят и вступил в силу (с 28 июня 2015 г.) новый Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII (далее - Закон о лицензировании). Существенную помощь Минздраву Украины, в недрах которого и был разработан данный нормативный акт, оказали юристы и представители медицинских организаций различных форм собственности. Эксперты Центра медицинского и репродуктивного права на первом этапе очень активно работали в Рабочей группе при Минздраве Украины. Поэтому в тексте новых Лицензионных условий есть и несколько наших предложений. Среди них, ⎯ исключение из Сведений о материально-технической базе (МТБ) перечня нормативных актов и статистических форм, а также возможность размещения информации о лицензиате не только на вывеске (прим. которую необходимо регистрировать в местных органах власти), но и на информационной табличке.

 

На первый взгляд  "все просто"

Ознакомившись с новыми Лицензионными условиями, в целом можно отметить, что они значительно упростили осуществление медицинской практики, особенно для физических лиц⎯предпринимателей. Из Лицензионных условий исключено большинство противоречивых положений, которые были в предыдущих Лицусловиях и создавали массу проблем для лицензиатов и заявителей на всех этапах лицензирования. Многие формулировки стали более компромиссными, появились альтернативы. Особенно упрощены Сведения о материально-технической базе  (МТБ) и наличии персонала (см. Приложение 2 ЛУ). При этом, в Сведениях остались таблицы с указанием видов медицинской помощи, площадей  и  оснащения помещений, которые пока регулируются архаичными стандартами и нормами СССР.   

Много упрощений в новых Лицусловиях относительно кадровых вопросов и требований к персоналу. Теперь трудовые отношения (путем заключения трудового договора) с медицинским персоналом при первичном получении лицензии можно оформлять в течение месяца (п.п. 33 ЛУ). Это значительно снизит нагрузку на работодателей, которым не прийдется заниматься регистрационными процедурами и уведомлением государственных органов еще до начала осуществления медиицнской практики.

Некоторые эксперты уже отметили, что отдельные "улучшенные" положения новых Лицензионных условий носят явно сомнительный характер. Теперь в Украине, наверно в одном из первых государств Европы, медицинская практика, которая относится к видам деятельности с высокой степенью риска, может осуществятся физическим лицам⎯предпринимателям, которые даже не имеют медицинского образования. Причем разработчики документы ставят "такое улучшение" себе в заслугу, указывая, что это позволит привлечь дополнительные инвестиции в непрестижные регионы. Как правда будет осуществляться контроль таких предпринимателей и где эти "непрестижные регионы" не понятно.

Лицензиатам следует теперь добавать в папку лицензионных документов, которые хранятся в течение действия лицензии (прим. бессрочной) платежный документ, подтверждающего внесение оплаты за выдачу лицензии. В чем важность хранения такого документа и как его восстановить в случае утраты не понятно.

 

Основные лицензионные проблемы заложены в Законе о лицензировании

Несмотря на то, что Лицензионные условия значительно упрощены, лицензиаты должны быть готовы к проблемам, которые могут возникнуть на практике из-за отдельных положений Закона о лицензировании, который имеет высшую силу. Из практики прошлых лет известно, что орган Лицензирования всегда умело пользовался неоднозначностью отдельных положений предыдущего Закона.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о лицензировании, лицензия ⎯ это документ, который выдается органом лицензирования, на право осуществления субъектом хозяйствования определенного ним вида хозяйственной деятельности, в электронном виде или бумажном носителе. Электронный вариант лицензии представляет собой запись о решении Органа лицензирования относительно выдачи лицензии субъекту хозяйствования в Едином государственном реестре юридических и физических лиц-предпринимателей. Доступ к лицензионной информации в таком реестре является свободным и любой желающий в принципе будет иметь возможность ознакомиться с лицензионными данными лицензиата. 

Закон о лицензировании не определяет случаи, когда лицензиаты должны иметь лицензию на бумажном бланке, однако он установил обязательные сведения и реквизиты бланка лицензии на бумажном носителе (ч. 14 ст. 13). Эти сведения указаны в намного меньшем объеме, чем те, которые вносятся в Единый государственный реестр (ст. 18 Закона о лицензировании). 
 
Учитывая требования других нормативных актов, в частности в сфере защиты прав потребителя, большинство лицензиатов вероятно будет выбирать именно бумажный вариант лицензии на медицинскую практику (прим. потребителю, который хочет убедиться в наличии лицензии, удобнее ознакомиться с копией бланка в Уголке потребителя, а не специально заходить в Реестр на сайте государственного органа). Кроме того, следует обратить внимание, что в Законе о лицензировании также упоминается (ч. 14 ст. 13) и копия лицензии. При этом законодатель оставил неурегулированным порядок получения копии лицензии, ее содержание, порядок и размер оплаты пошлины, да и вообще не ясно зачем такая копия необходима. Такое упущение может повлечь злоупотребления со стороны органов контроля, да и Минздрава в т.ч. 
 
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона о лицензировании, лицензии на все виды хозяйственной деятельности, которые регулируются данным Законом, в т.ч. и на осуществление медицинской практики, выдаются на неограниченный срок.
 
Форму и содержание лицензии определяет Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, как это предусмотрено ч. 13 ст. 13 указанного Закона. Пока не решен вопрос о дополнении содержания лицензии номенклатурами специальностей или адресами осуществления медиицнской практики (прим. например, обособленных структурных подразделений). 
 
Особое внимание следует обратить и на новую норму Закона о лицензировании (ч. 7 ст. 15), которая касается перехода права осуществлять лицензионную хозяйственную деятельность от физического лица-предпринимателя к наследнику (при условии соответствия его лицензионным условиям). Такая норма будет выгодна для семейных медицинских практик, однако правовой механизм ее фактически остается не до конца урегулированным.

 

Когда нужно уведомлять Минздрав об изменениях?

В соответствии со ст. 15 Закона о лицензировании все лицензиаты должны обязательно уведомлять Орган лицензирования о всех изменениях данных, которые были указаны в документах, которые подавались с заявлением о получении лицензии. Такое уведомление делается в срок установленный лицензионными условиями, но не позднее чем один месяц со дня наступления таких изменений. Следует отметить, что в новых Лицензионных условиях срок такого уведомления тоже один месяц.
 
Лицензиатам следует обратить внимание на положения части 3 статьи 15 Закона о лицензировании, которая обязывает лицензиатов в случае изменения (дополнения) перечня документов, которые подаются с заявлением о получении лицензии, подать в Орган лицензирования дополнительные документы. Кроме того, Закон о лицензировании установил (ст. 15), что в случае изменения формы Сведений, которые подаются с заявлением о получении лицензии и составляются соискателем, лицензиаты должны подать в Орган лицензирования все сведения по новой форме в срок, установленный нормативным актом, который ее изменил. Новые Лицензионные условия предусматривают изменение формы Сведений о материально-технической базе (прим. см. Приложение № 2). Поэтому всем лицензиатам снова предстоят лицензионные процедуры в Минздраве Украины. Срок такого уведомления в Постановлении № 285 указать забыли. Информацию о сроке подачи новых Сведений в ближайшее время лицензиатам следует ожидать от Минздрава или КМУ (прим. способ пока тоже не ясен). 
Так как Минздрав Украины пообещал подготовить официальное разъяснение новых Лицензионных условий, спешить подавать Сведения о МТБ пока не стоит, как и пользоваться услугами "недобросовестных посредников", которые самостоятельно "определили" конечную дату их подачи до 23 мая 2016 года.
 

---------------------

Текст комментария специально подготовлен для нашего сайта экспертами Центра медицинского и репродуктивного права 

При подготовке комментария была использована статья Сергея Антонова «НОВЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ», опубликованная в журнале "МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА: организационные и правовые аспекты", № 1 за 2015 г. 

См. также:

Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII 

Приказ Министерства здравоохранения Украины «О внесении изменений в приказ Минздрава Украины от 02 февраля 2011 года N 49» № 981 от 30.11.2012 г. (прим. предыдущая редакция ЛУ)

Яндекс.Метрика