Всеукраїнське об’єднання «ЗАХИЩЕНА МЕДИЦИНА»
Допомога чекає!





Опитування
З яких питань Ви найчастіше звертаєтеся до юристів?
з ліцензування медичної практики
щодо підготовки до акредитації медичних закладів
щодо розв’язання конфліктів з пацієнтами
з інших питань
Голосувати  Результати

 

 

Коментарі до нормативних актів

Новая редакция Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике

(Приказ Минздрава Украины от 30 ноября 2012 года № 981)

Для ведения любого вида лицензируемой деятельности необходимо соответствовать установленным Лицензионным условиям, которые разрабатываются Органом лицензирования. И если для большинства сфер хозяйственной деятельности эти условия остаются актуальными на протяжении некоторых лет, то для медицинской практики требования пересматриваются уже второй год подряд.

В начале 2011 года Минздрав Украины представило новые Лицусловия проведения медицинской практики (утверждены приказом N 49 от 02.02.2011 г.), отменив аналогичные требования, действующие на протяжении десяти лет. Как оказалось, не все задуманное было отражено в этом документе, и даже после двух приказов, которыми были внесены изменения в Лицусловия, в конце 2012 года свет увидела абсолютно новая редакция Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденная  приказом Минздрава от 30.11.2012 г. № 981. Данный приказ вступил  в действие с 18 января 2013 года.

Значительное внимание уделено организационным требованием, в частности, Лицусловия дополнены рядом новых норм, на которые всем лицензиатам советуем обратить внимание:

1) проверьте наличие соответствующего входа и условий для свободного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями. Выполнение этого требования является одним из условий осуществления медпрактики;

2) еще одним обязательным условием осуществления медпрактики определено соблюдение требований по аттестации медицинских и фармацевтических работников, и прохождения ими обязательных медосмотров;

3) обязательно утверждение перечня и стоимости услуг, которые будут предоставляться пациентам (такой перечень должен быть размещен в доступном для потребителя месте);

4) физлицо-предприниматель может принимать на работу врачей (провизоров) только при наличии у него самого высшей квалификационной категории с заявленной специальности. Проще говоря, физическое лицо-предприниматель, которое имеет лицензию на номенклатуру врачебной специальности «эндокринология», не вправе трудоустроить врача - отоларинголога, а вот пригласить к себе в команду пару-тройку коллег-эндокринологов может без каких-либо проблем (прим. при наличии у данного лицензиата высшей квалификационной категории по номенклатуре «эндокринология»). При этом физическим лицам-предпринимателям разрешено принимать на работу младших специалистов с медицинским образованием разного профиля;

5) не допускается использовать один кабинет, в котором осуществляется медпрактика по различным функциональным назначениям (прим., например, объединять детскую стоматологию с терапевтической, или хирургическую стоматологию с терапевтической);

6) при совместном использовании помещений или кабинетов различными субъектами для ведения медпрактики не забудьте о заключении соответствующих договоров найма, аренды или субаренды (прим. такой «популярный» ранее договор как договор о совместной деятельности лучше не использовать);

7) обязательным является установление вывески на фасаде здания, где размещаются учреждение здравоохранения или осуществляет медпрактику физлицо-предприниматель. На вывеске должен быть указан вид учреждения, наименование юрлица, местонахождение (т.н. "юр. адрес") и код в ЕГРПОУ – для юрлиц, а для лицензиатов-физ. лиц:  указание медицинских специальностей, по которым осуществляется Медпрактика, фамилия, имя и отчество физического лица предпринимателя.

8) Подробно прописаны перечень действий, которые должны выполняться учреждением здравоохранения или физическим лицом-предпринимателем как на этапе получения лицензии, так и в процессе осуществления медпрактики. Конечно же, для медицинского учреждения установленные требования значительно больше, чем для предпринимателей. Так, например, для учреждений здравоохранения является обязательным утверждении ряда документов, в частности, положения о медицинском учреждении, решения о создании медучреждения, номенклатуры дел по медицинской и фармацевтической документации, правил пребывания пациентов в учреждении, информации о порядке действий при неотложных состояниях, локальных клинических протоколов (маршрутов движения пациентов), стандартов сестринского (медицинского) ухода т.д.

Создание соответствующих условий для работы также является обязанностью медицинского учреждения. Речь идет об обеспечении медицинских и фармацевтических работников санитарной одеждой и средствами индивидуальной защиты, работников необходимыми моющими и дезинфицирующими средствами, наличие, доступность и укомплектованность аптечек для оказания неотложной медицинской помощи и т.д.

Что касается квалификационных требований, то, как и раньше, Лицусловия отправляют нас к Справочнику квалификационных характеристик профессий работников, выпуск 78 «Здравоохранение» (утвержден приказом Минздрава N 117 от 29.03.2002 г.).

На что надо обратить внимание в новой редакции Лицусловий относительно квалификационных требований, то это только на расширение списка документов, которыми удостоверяется соответствие специальным образовательным и квалификационным требованиям. Указанный перечень дополнен сертификатом провизора-специалиста и удостоверением о присвоении (подтверждении) соответствующей квалификационной категории по провизорских специальности.

Некоторые существенные корректировки предусмотрены и в разделе Лицусловий «Специальные требования». Так, в случае расширения перечня врачебных (провизорских) специальностей в Минздрав должны быть предоставлены сведения о наличии персонала с указанием его образовательно-квалификационного уровня и стажа работы по специальности.

Отметим еще несколько специальных требований, соблюдение которых нельзя пропустить при осуществлении медпрактики:

- Пациенты должны иметь свободный доступ в туалет и гардеробную;

- Материалы для покрытия стен, потолка и пола в помещениях, где будут приниматься пациенты, имеющие допускать влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств;

- Обязательно наличие отдельных приемных для детского, родильного (гинекологического в роддоме), инфекционного, дермато, туберкулезного, психиатрического отделений;

- Осуществление хирургических вмешательств возможно лишь в операционных блоках, которые должны быть изолированы от всех групп помещений заведения и иметь удобные связи с помещениями отделений анестезиологии-реанимации, палатными отделениями хирургического профиля, приемным отделением и т.д.

- В структуре медицинского учреждения обязательно должны быть: административное подразделение и лечебно-профилактическое.

Напоследок отметим, что новой редакцией Лицусловий утверждены и новые формы заявочных документов, сведений о состоянии материально-технической базы, например, уведомление о прекращении деятельности (прим. такое уведомление должно быть подано в Минздрава в случае прекращения производства медпрактики течение 10 рабочих дней с даты прекращения).

---------------------

Подготовлено юристами компании «ДИНАЙ»

Приказ Министерства здравоохранения Украины «О внесении изменений в приказ МЗ Украины от 02 февраля 2011 года N 49» (N 981 от 30.11.2012 г.)

Официальное опубликование: «Официальный вестник Украины» N 100 от 08.01.2012 г.

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20.12.2012 г. под N 2131/22443 и вступил в силу 18.01.2013 г.

Яндекс.Метрика