(Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятеьности по медицинской практике" от 02 марта 2016 года № 285)
22 апреля 2016 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 02 марта 2016 года № 285 (далее - Постановление № 285). Данным нормативным актом были утверждены новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике (далее - Лицензионные условия, Лицусловия или ЛУ). Ознакомиться с текстом Постановления № 285 можно на официальных сайтах Органов центральной власти или данном сайте в разделе "Нормативные акты".
Ждали долго, но дождались
Работа над новыми Лицензионными условиями, которые заменили Лицусловия, утвержденные Приказом Минздрава Украины от 02.02.2011 года № 49, длился без малого два года. За это время был принят и вступил в силу (с 28 июня 2015 г.) новый Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII (далее - Закон о лицензировании). Существенную помощь Минздраву Украины, в недрах которого и был разработан данный нормативный акт, оказали юристы и представители медицинских организаций различных форм собственности. Эксперты Центра медицинского и репродуктивного права на первом этапе очень активно работали в Рабочей группе при Минздраве Украины. Поэтому в тексте новых Лицензионных условий есть и несколько наших предложений. Среди них, ⎯ исключение из Сведений о материально-технической базе (МТБ) перечня нормативных актов и статистических форм, а также возможность размещения информации о лицензиате не только на вывеске (прим. которую необходимо регистрировать в местных органах власти), но и на информационной табличке.
На первый взгляд ⎯ "все просто"
Ознакомившись с новыми Лицензионными условиями, в целом можно отметить, что они значительно упростили осуществление медицинской практики, особенно для физических лиц⎯предпринимателей. Из Лицензионных условий исключено большинство противоречивых положений, которые были в предыдущих Лицусловиях и создавали массу проблем для лицензиатов и заявителей на всех этапах лицензирования. Многие формулировки стали более компромиссными, появились альтернативы. Особенно упрощены Сведения о материально-технической базе (МТБ) и наличии персонала (см. Приложение 2 ЛУ). При этом, в Сведениях остались таблицы с указанием видов медицинской помощи, площадей и оснащения помещений, которые пока регулируются архаичными стандартами и нормами СССР.
Много упрощений в новых Лицусловиях относительно кадровых вопросов и требований к персоналу. Теперь трудовые отношения (путем заключения трудового договора) с медицинским персоналом при первичном получении лицензии можно оформлять в течение месяца (п.п. 33 ЛУ). Это значительно снизит нагрузку на работодателей, которым не прийдется заниматься регистрационными процедурами и уведомлением государственных органов еще до начала осуществления медиицнской практики.
Некоторые эксперты уже отметили, что отдельные "улучшенные" положения новых Лицензионных условий носят явно сомнительный характер. Теперь в Украине, наверно в одном из первых государств Европы, медицинская практика, которая относится к видам деятельности с высокой степенью риска, может осуществятся физическим лицам⎯предпринимателям, которые даже не имеют медицинского образования. Причем разработчики документы ставят "такое улучшение" себе в заслугу, указывая, что это позволит привлечь дополнительные инвестиции в непрестижные регионы. Как правда будет осуществляться контроль таких предпринимателей и где эти "непрестижные регионы" не понятно.
Лицензиатам следует теперь добавать в папку лицензионных документов, которые хранятся в течение действия лицензии (прим. бессрочной) платежный документ, подтверждающего внесение оплаты за выдачу лицензии. В чем важность хранения такого документа и как его восстановить в случае утраты не понятно.
Основные лицензионные проблемы заложены в Законе о лицензировании
Несмотря на то, что Лицензионные условия значительно упрощены, лицензиаты должны быть готовы к проблемам, которые могут возникнуть на практике из-за отдельных положений Закона о лицензировании, который имеет высшую силу. Из практики прошлых лет известно, что орган Лицензирования всегда умело пользовался неоднозначностью отдельных положений предыдущего Закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о лицензировании, лицензия ⎯ это документ, который выдается органом лицензирования, на право осуществления субъектом хозяйствования определенного ним вида хозяйственной деятельности, в электронном виде или бумажном носителе. Электронный вариант лицензии представляет собой запись о решении Органа лицензирования относительно выдачи лицензии субъекту хозяйствования в Едином государственном реестре юридических и физических лиц-предпринимателей. Доступ к лицензионной информации в таком реестре является свободным и любой желающий в принципе будет иметь возможность ознакомиться с лицензионными данными лицензиата.
Когда нужно уведомлять Минздрав об изменениях?
---------------------
Текст комментария специально подготовлен для нашего сайта экспертами Центра медицинского и репродуктивного права